наша программа
Государственное автономное учреждение Амурской области
для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Константиновский детский дом»
Программа
постинтернатного сопровождения и социальной адаптации.
на 2015-2018
Пояснительная записка
Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека, а для детей, оставшихся без попечения родителей, особенно. Выход из учреждения означает для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первый план выходят проблемы социальной адаптации. Проявляется комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи. Неблагоприятными факторами постинтернатной социальной адаптации являются: интеллектуальная недостаточность, снижение активности, инициативы, чрезмерная открытость и доверчивость, а также психопатические черты - возбудимость, неустойчивость, ранние сексуальные и патологические влечения (лживость, бродяжничество, воровство), нервно-психические расстройства и эмоционально-волевая незрелость. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, что представляет значительные трудности их социальной адаптации. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом. Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, хрупкая эмоциональность, толкают их порой в группы социального риска. Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники детского дома нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении. Особенно тщательно тактика социально-педагогической постинтернатной поддержки должна быть обозначена в тех случаях, когда отмечаются черты повышенного риска социальной дезадаптации. После выхода из детского дома выпускники не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь человека, к которому можно обратиться в трудной ситуации, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг. Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:
• ведут иждивенческий образ жизни;
• страдают от алкогольной зависимости;
• совершают правонарушения;
• оказываются вовлеченными в преступную деятельность.
Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Цель программы: Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детских домов для успешной социализации и интеграции в общество.
Задачи программы:
- Обеспечение индивидуального комплексного постинтернатного сопровождения выпускников в процессе их социализации в обществе;
- Оказание выпускнику социальной, психологической, юридической помощи в решении трудных жизненных ситуаций, в трудоустройстве и трудовой адаптации, решении проблем жизнеустройства, в определении трудностей личностного характера;
- Взаимодействие с органами государственной власти, образовательными учреждениями, предприятиями в которых обучаются или трудятся выпускники, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, центром занятости населения, пенсионным фондом, общественными объединениями.
- Ведение учета выпускников, обратившихся за помощью, анализ их проблем и потребностей;
- Осуществление мониторинга реализации постинтернатного сопровождения выпускников, определение эффективных форм и методов, создание системы добровольного постинтернатного кураторства.
Методологические основы программы:
• Личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности, мобилизация контактной сети (естественные механизмы изменений) (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.).
• Концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).
Теоретическуие основы программы:
• Гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.).
• Теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.).
• Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);
• Положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);
• Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);
• Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).
Принципы, на основе которых реализуется программа:
• Принцип гуманизма
• Принцип демократизации отношений
• Принцип индивидуального личностного подхода
• Принцип природосообразности
• Принцип творчества и свободы
• Принцип свободы и выбора
• Принцип деятельности
• Принцип демократизации отношений
• Принцип комплексности и целостности
• Принцип научности.
• Принцип систематичности и последовательности
Программа основывается на социально - педагогических технологиях:
• Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили
• Технология педагогической поддержки - О.С. Газман
• Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд.
• Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.
Методы работы, используемые в программе:
• Теоретические: анализ научной литературы, анализ документации (личных дел выпускников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение.
• Сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных).
• Практические: социально-психологическое консультирование, сопровождение.
• Социально-психологической помощи (деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание…).
• Социологического исследования по адаптации выпускников.
Техники работы, используемые в программе:
• самораскрытия;
• убеждения;
• разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;
• обучения поиску информации.
Основные направления деятельности Отделения:
1. Информационно-аналитическое:
* создание электронного Журнала данных;
* анализ данных о клиентах;
* обследование жилищно-бытовых условий клиента;
* составление ведения программы сопровождения;
* отслеживание результатов программы сопровождения;
2. Социально-юридическое:
*защита личных, жилищных имущественных прав и интересов клиентов;
*предоставление консультативных услуг по вопросам профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства;
*оказание помощи выпускникам в решении социально-бытовых проблем;
3. Психологическое:
* организация работы по повышению психологической устойчивости;
*организация реабилитационных мероприятий для клиентов, нуждающихся в социальной поддержке;
4. Медицинское:
* санитарно-просветительская работа;
* индивидуальная работа по предупреждению появления вредных привычек и избавления от них;
* консультации по планированию семьи и работа с молодыми мамами, предупреждение ранней беременности;
5. Организационно-методическое:
* организация деятельности специалистов Отделения, направленной на поддержку клиентов;
* участие специалистов в работе методических объединений;
* разработка памяток и буклетов для клиентов.
Уровни постинтернатного сопровождения.
При организации деятельности по постинтернатному сопровождению клиентам оказывается помощь в соответствии с их потребностями на 2-х уровнях: базовом или кризисном.
№ п/п |
Уровни сопровождения |
Клиентская группа |
Показатели уровня сопровождения |
Характер сопровождения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Базовый уровень сопровождения
|
- выпускники детских домов - учащиеся СПО, НПО, ВУЗов (с 18 до 23 лет), |
Нормальные бытовые условия жизни (поддержание порядка и чистоты в доме, регулярность коммунальных выплат, продуктивное взаимодействие |
Содействие в оформлении необходимых документов и осуществления |
|
|
имеющие собственное или съемное жилье, не нарушающие закон, работающие постоянно, не имеющие проблем со здоровьем, представляющие минимальный риск для себя и общественной безопасности. |
с соседями) |
имеющихся прав, индивидуальное консультирование, тренинги, участие в деятельности низкопорогового клуба, проведение лекции и профилактических занятий, участие в досуговых мероприятиях |
Трудовая занятость на постоянной работе со стабильным заработком |
||||
Рациональное планирование бюджета (не занимает деньги, может откладывать часть денег) |
||||
Поддержание физического здоровья (сам обращается к врачу, нет обострений хронических заболеваний, нет химических зависимостей) |
||||
Наличие развитой социально-поддерживающей сети (прочные отношения с родственниками, друзьями, значимыми людьми) |
||||
Стабильные супружеские отношения |
||||
2. |
Кризисный уровень сопровож- дения |
Выпускники детских домов - учащиеся СПО, НПО, ВУЗов (с 18 до 23 лет), находящиеся в кризисной ситуации, переживающие психологическое неблагополучие, которое , в крайних своих проявлениях, ведет к наркотической и алкогольной зависимости, суицидальным попыткам, агрессии, побегам, незапланированной и нежеланной беременности, к асоциальному поведению. |
Клиент не может наладить быт в своем жилье, режим уборки и приготовления пищи, организовать спальное место, имеются долги по квартплате |
Индивидуальное кураторство воспитателем-наставником, участие в специальных программах с пребыванием во временном стационаре, кризисное размещение в комнате «Мать и дитя», организация реабилитационного досуга, работа мобильной бригады, тренинги, индивидуальное консультирование, |
Клиент не имеет стабильных доходов, не удерживается на рабочем месте или не может найти рабочее место, не может получить помощь в трудоустройстве |
||||
Досуг клиента беден, связан с регулярным употреблением алкоголя, ведет асоциальный образ жизни, |
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с выпускниками (клиентами) и осуществляется в 4 этапа.
№ этапа название |
Деятельность |
Итог |
1. Подготови- тельный |
Информационная кампания привлечение выпускников: -встречи в учебных заведениях, -обход подомовой, -запросы органах опеки и попечительства, -реклама деятельности службы, сообщение контактной информации клиентам. |
Заканчивается подготовительный этап приемом заявления от потенциальных клиентов
|
2. Диагности - ческий
|
- Педагог-психолог проводит диагностику, - социальный педагог после визита к клиенту оформляет акт обследования и социальную карту и карту социально поддерживающей сети (Экокарта). |
|
|
Разработка и согласование программы индивидуального постинтернатного сопровождения (ИПС): базисный уровень - не более 10 дней с момента написания заявления, при кризисном сопровождении – не более 3-х дней
|
Программа сопровождения содержит выявленные проблемы; период работы с клиентом; план мероприятий по сопровождению, сроки их выполнения, указания на ответственных лиц за реализацию мероприятий и полученные в ходе реализации мероприятий результаты, а также перечень рекомендуемых услуг. Программа составляется в 2-х экземплярах, разрабатывается с клиентом, рассматривается на Консилиуме специалистами, утверждается руководителем Организации, считается принятой, когда все пришли к согласию и подписали ее. |
|
|
Заключение договора на оказание услуги по постинтернатному сопровождению клиента. |
|
Закрепление наставника/куратора/воспитателя сопровождения |
В течение 1 рабочего дня с момента подписания Договора приказом руководителя Организации, за клиентом закрепляется воспитатель-наставник, который формирует личное дело клиента, заполняет анкету клиента и в дальнейшем контролирует проведение мероприятий, указанных в программе сопровождения. |
3. Постинтернат-ное сопровождение клиентов. Работа клуба. |
- реализация мероприятий программы сопровождения клиентов. - проведение консультаций для клиентов в соответствии с программой сопровождения.
|
Воспитатель-наставник постоянно оказывают поддержку клиенту
|
4. Завершение постинтернат-ного сопровождения.
|
- диагностика уровня развития способности клиента к самостоятельной жизни. - проведение мониторинга выполнения программы сопровождения клиента. -обсуждение итогов сопровождения клиента специалистами Отделения на Консилиуме. - В течение 3-х рабочих дней после принятия Консилиумом решения о прекращении сопровождения клиента, Отделение направляет в орган опеки и попечительства сообщение о прекращении сопровождения.
|
Сопровождение заканчивается когда клиент, воспитатель-наставник и специалисты Отделения считают, что положение клиента стабильно, он имеет перспективы социального развития. Клиенту выдаются рекомендации (в письменной форме) по профилактике повторного возникновения уже решенных проблем. В этом случае Договор на сопровождение считается исполненным полностью. Выписка о принятом решении на Консилиуме прикрепляется в личное дело клиента. В случае если срок сопровождения клиента продлен, социальным педагогом вносятся коррективы в Программу сопровождения и пролонгируется Договор на сопровождение. |
Патронат (связь в течение года) |
|
Специалисты Отделения поддерживают связь с клиентом в течение одного года.
|
Ожидаемые результаты:
Формирование у клиентов социальных навыков и компетенций, обеспечивающих самостоятельное проживание и сохранение жилья, устройство на работу или дальнейшее обучение, создание семьи.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка youtube