наша программа

Государственное автономное учреждение Амурской области

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Константиновский детский дом»

 

Программа

постинтернатного сопровождения и социальной адаптации.

 

на 2015-2018

 

Пояснительная записка

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека, а для детей, оставшихся без попечения родителей, особенно. Выход из учреждения означает для ребёнка, оставшегося без попечения родителей, начало самостоятельной жизни, в которой на первый план выходят проблемы социальной адаптации.  Проявляется комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, депривация, перенос негативного опыта взаимоотношений в семье на собственных детей, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи. Неблагоприятными факторами постинтернатной социальной адаптации являются: интеллектуальная недостаточность, снижение активности, инициативы, чрезмерная открытость и доверчивость, а также психопатические черты - возбудимость, неустойчивость, ранние сексуальные и патологические влечения (лживость, бродяжничество, воровство), нервно-психические расстройства и эмоционально-волевая незрелость. Отягощенная наследственность, неблагоприятные биологические и социальные факторы являются причинами различных отклонений в развитии детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях, что представляет значительные трудности их социальной адаптации. Проблемы педагогического характера наиболее часто связаны с социально-педагогической запущенностью детей-сирот, поступающих в детский дом. Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, зависимость от группы, хрупкая эмоциональность, толкают их порой в группы социального риска. Во всех случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники детского дома нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении. Особенно тщательно тактика социально-педагогической постинтернатной поддержки должна быть обозначена в тех случаях, когда отмечаются черты повышенного риска социальной дезадаптации. После выхода из детского дома выпускники не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь человека, к которому можно обратиться в трудной ситуации, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг. Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

• ведут иждивенческий образ жизни;

• страдают от алкогольной зависимости;

• совершают правонарушения;

• оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

 

Цель программы: Организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детских домов для успешной социализации и интеграции в общество.

 

Задачи программы:

 

  • Обеспечение индивидуального комплексного постинтернатного                          сопровождения выпускников в процессе их социализации в обществе;

 

  • Оказание выпускнику социальной, психологической, юридической помощи в решении трудных жизненных ситуаций, в трудоустройстве и трудовой адаптации, решении проблем жизнеустройства, в определении трудностей личностного характера;

 

  • Взаимодействие с органами государственной власти, образовательными учреждениями, предприятиями в которых обучаются или трудятся выпускники, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, центром занятости населения, пенсионным фондом, общественными объединениями.

 

  • Ведение учета выпускников, обратившихся за помощью, анализ их проблем и потребностей;

 

  • Осуществление мониторинга реализации постинтернатного сопровождения выпускников, определение эффективных форм и методов, создание системы добровольного постинтернатного кураторства.

            

 

 

Методологические основы программы:

• Личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности, мобилизация контактной сети (естественные механизмы из­менений) (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.).

• Концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

 

Теоретическуие основы программы:

• Гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.).

• Теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.).

• Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);

• Положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);

• Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

• Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

 

Принципы, на основе которых реализуется программа:

• Принцип гуманизма

• Принцип демократизации отношений

• Принцип индивидуального личностного подхода

• Принцип природосообразности

• Принцип творчества и свободы

• Принцип свободы и выбора

• Принцип деятельности

• Принцип демократизации отношений

• Принцип комплексности и целостности

• Принцип научности.

• Принцип систематичности и последовательности

 

 

Программа основывается на социально - педагогических технологиях:

• Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили

• Технология педагогической поддержки - О.С. Газман

• Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд.

 • Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.                   

                                      

Методы работы, используемые в программе:

• Теоретические: анализ научной литературы, анализ документации (личных дел выпускников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение.

• Сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных).

• Практические: социально-психологическое консультирование, сопровождение.

• Социально-психологической помощи (деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание…).

• Социологического исследования по адаптации выпускников.

                           

Техники работы, используемые в программе:                  

• самораскрытия;

• убеждения;

• разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

• обучения поиску информации.

 

Основные направления деятельности Отделения:

         1.  Информационно-аналитическое:

         * создание электронного Журнала данных;

         * анализ данных о клиентах;

         * обследование жилищно-бытовых условий клиента;

         * составление ведения программы сопровождения;

         * отслеживание результатов программы сопровождения;

         2.  Социально-юридическое:

         *защита личных, жилищных имущественных прав и интересов клиентов;

         *предоставление консультативных услуг по вопросам профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства;

         *оказание помощи выпускникам в решении социально-бытовых проблем;

         3. Психологическое:

* организация работы по повышению психологической устойчивости;

*организация реабилитационных мероприятий для клиентов, нуждающихся в социальной поддержке;

4. Медицинское:

* санитарно-просветительская работа;

* индивидуальная работа по предупреждению появления вредных привычек и избавления от них;

* консультации по планированию семьи и работа с молодыми мамами, предупреждение ранней беременности;

5. Организационно-методическое:

* организация деятельности специалистов Отделения, направленной на поддержку клиентов;

* участие специалистов в работе методических объединений;

* разработка памяток и буклетов для клиентов.

 

          Уровни постинтернатного сопровождения.

При организации деятельности по постинтернатному сопровождению клиентам оказывается помощь в соответствии с их потребностями на 2-х уровнях: базовом или кризисном.

 

п/п

Уровни сопровождения

Клиентская группа

Показатели уровня сопровождения

Характер сопровождения

1

2

3

4

5

1

Базовый уровень сопровождения

 

- выпускники детских домов - учащиеся СПО, НПО, ВУЗов (с 18 до 23 лет),

Нормальные бытовые условия жизни (поддержание порядка и чистоты в доме, регулярность коммунальных выплат, продуктивное взаимодействие

Содействие в оформлении необходимых документов и осуществления

 

 

имеющие собственное или съемное жилье, не нарушающие закон, работающие постоянно, не имеющие проблем со здоровьем, представляющие минимальный риск для себя и общественной безопасности.

с соседями)

имеющихся прав, индивидуальное консультирование, тренинги, участие в деятельности низкопорогового клуба, проведение лекции и профилактических занятий, участие в досуговых мероприятиях

Трудовая занятость на постоянной работе со стабильным заработком

Рациональное планирование бюджета (не занимает деньги, может откладывать часть денег)

Поддержание физического здоровья (сам обращается к врачу, нет обострений хронических заболеваний, нет химических зависимостей)

Наличие развитой социально-поддерживающей сети (прочные отношения с родственниками, друзьями, значимыми людьми)

Стабильные супружеские отношения

2.

Кризисный уровень сопровож-

дения

Выпускники детских домов - учащиеся СПО, НПО, ВУЗов (с 18 до 23 лет), находящиеся в кризисной ситуации, переживающие психологическое неблагополучие, которое , в крайних своих проявлениях, ведет к наркотической и алкогольной зависимости, суицидальным попыткам, агрессии, побегам, незапланированной и нежеланной беременности, к асоциальному поведению.

Клиент не может наладить быт в своем жилье, режим уборки и приготовления пищи, организовать спальное место, имеются долги по квартплате

Индивидуальное кураторство воспитателем-наставником, участие в специальных программах с пребыванием во временном стационаре,  кризисное размещение в комнате «Мать и дитя», организация реабилитационного досуга, работа мобильной бригады, тренинги, индивидуальное консультирование,

Клиент не имеет стабильных доходов, не удерживается на рабочем месте или не может найти рабочее место, не может получить помощь в трудоустройстве

Досуг клиента беден, связан с регулярным употреблением алкоголя, ведет асоциальный образ жизни,

 

 

   Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с выпускниками (клиентами) и осуществляется в 4 этапа.

 

       

№ этапа название

Деятельность

Итог

1.

Подготови-

тельный

Информационная кампания

привлечение выпускников:

-встречи в учебных заведениях,

-обход подомовой,

-запросы  органах опеки и попечительства,

-реклама деятельности службы, сообщение контактной информации клиентам.

Заканчивается подготовительный этап  приемом заявления от потенциальных клиентов

 

2. 

Диагности - ческий

 

- Педагог-психолог проводит диагностику,

- социальный педагог после  визита к клиенту оформляет акт обследования и социальную карту и карту социально поддерживающей сети (Экокарта).

 

 

Разработка и согласование программы индивидуального постинтернатного сопровождения (ИПС): базисный уровень - не более 10 дней с момента написания заявления, при кризисном сопровождении – не более 3-х дней

 

 

 

Программа сопровождения содержит  выявленные проблемы; период работы с клиентом; план мероприятий по сопровождению, сроки их выполнения, указания на ответственных лиц за реализацию мероприятий  и полученные в ходе реализации мероприятий результаты, а также перечень рекомендуемых  услуг. Программа составляется в 2-х экземплярах, разрабатывается с  клиентом, рассматривается на Консилиуме специалистами,  утверждается руководителем Организации, считается принятой, когда все пришли к согласию и подписали ее.

 

 

Заключение договора на оказание услуги по постинтернатному сопровождению клиента.

 

Закрепление наставника/куратора/воспитателя сопровождения

В течение 1 рабочего дня с момента подписания Договора  приказом руководителя Организации, за клиентом закрепляется воспитатель-наставник, который  формирует личное дело клиента, заполняет анкету клиента и в дальнейшем контролирует проведение мероприятий, указанных в программе сопровождения.

3.

Постинтернат-ное сопровождение клиентов.

Работа клуба.

- реализация мероприятий программы сопровождения клиентов.

- проведение консультаций для клиентов в соответствии с программой сопровождения.

 

Воспитатель-наставник постоянно оказывают поддержку клиенту

 

4.

Завершение постинтернат-ного сопровождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- диагностика уровня развития способности клиента к самостоятельной жизни.

- проведение мониторинга выполнения программы сопровождения клиента.

-обсуждение итогов сопровождения клиента специалистами Отделения на Консилиуме.

- В течение 3-х рабочих дней после принятия Консилиумом решения о прекращении сопровождения клиента, Отделение направляет в орган опеки и попечительства сообщение о прекращении сопровождения.

 

Сопровождение заканчивается когда клиент, воспитатель-наставник и специалисты Отделения считают, что положение клиента стабильно, он имеет перспективы социального развития. Клиенту выдаются рекомендации (в письменной форме) по профилактике повторного возникновения уже решенных проблем. В этом случае Договор на сопровождение считается исполненным полностью.

Выписка о принятом решении на Консилиуме прикрепляется в личное дело клиента.

В случае если срок сопровождения клиента продлен, социальным педагогом вносятся коррективы в Программу сопровождения и пролонгируется Договор на сопровождение.

Патронат

(связь в течение года)

 

Специалисты Отделения поддерживают связь с клиентом  в течение одного года.

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

Формирование у клиентов социальных навыков и компетенций, обеспечивающих самостоятельное проживание и сохранение жилья, устройство на работу или дальнейшее обучение, создание семьи.